На Гаити не хватает всего сразу, люди начали звереть
- 22.01.2010 11:10Более 120 человек были вызволены из-под завалов международными спасателями. Но вчера на острове произошло новое мощное землетрясение силой 6,1 балла! Как сейчас живет Порт-о-Пренс, принявший на себя основной удар стихии, рассказала «Сегодня» журналист израильской газеты «Гаарец» Наташа Мозговая. Она побывала там с израильскими спасателями.
— Есть такая иллюзия, что журналисты, когда находятся на месте катастрофы, остаются в стороне. Но мы были, как и многие гаитяне: без электричества, спали на земле, искали, что поесть и что попить. В первые дни мы бегали от здания к зданию, пытаясь помочь местным выкопать погребенных под обломками. Делали все вручную. Приоритетом для спасателей было вытащить оставшихся в живых, которые оказались в ужасных условиях: на улице стоит тридцатиградусная жара, высокая влажность, а между обломками зданий бегают крысы. Мало было шансов, что кто-то продержится больше шести дней, но чудеса случались.
Три района Порт-о-Пренса пострадали настолько, что машина там не проедет: половина дорог завалена, поперек лежат электроопоры, крупные бетонные блоки, которые непонятно куда вывозить. Это все нужно делать быстро, но нет техники. Не хватает всего сразу. Помощь выжившим задерживалась. Проблема была не только доставить ее на остров, где аэропорт рассчитан на 90 самолетов в сутки, а за два дня там скопилось более сотни машин. Улететь они не могли, поскольку на всех не хватало топлива. Остальные самолеты разворачивали и садили в Доминиканской Республике, а оттуда до границы часов шесть езды, а до Порт-о-Пренса еще часа два. Помощь, которую удалось собрать по всему миру в рекордных количествах (с 13 по 17 января на Гаити вылетело 600 самолетов. — Авт.), в первые четыре дня не было видно, и люди начали звереть. Если в первые дни после землетрясения они могли отдать последнюю бутылку воды раненому ребенку, то в последние дни мы передвигались чуть ли не бегом, избегая смотреть людям в глаза, а если ты задерживаешься на минуту, тебя окружает толпа. Боишься, что тебя разберут на косточки. Я встретила двоих, прилетевших из Латинской Америки посмотреть на землетрясение. В тот же день их подстрелили и непонятно, как они выжили.
ЛАГЕРЬ. Центральная площадь, где разрушен президентский дворец и некоторые посольства, превратилась в лагерь для тех, кто лишился жилья. Кому-то достались палатки, кто-то живет под пляжным зонтиком. Над площадью стоит смрад: все справляют нужду прямо там, а посреди дороги устроили свалку. Мусор сваливают даже под памятник национальному герою! Это стало самым опасным местом, где все время происходят стычки за воду и за еду. Некоторые постоянно восклицают: «Иисус Христос!», а когда темнеет, начинают петь религиозные псалмы. Полиции нет: здание полицейского управления разрушено. Вооруженные солдаты встречаются лишь возле международных офисов. Тюрьма тоже разрушена, из нее бежали преступники. Оказаться там после захода солнца опасно для здоровья.
ГОСПИТАЛИ. Если в первые дни гаитяне умирали под обломками, то сейчас — от заражений и недоедания. Люди пьют воду из канавы, а она на вид как грязь. Некоторые госпитали из-за опасности работы в Порт-о-Пренсе уже уехали. Оставшиеся — переполнены. Туда везут раненых, кто на грузовиках, собрав с десяток человек, кто на инвалидных креслах, а кого несут, усадив на стул. Раненых укладывают возле госпиталей на траве, тротуаре, постелив под них картонные коробки. Тут же и капельницы ставят, а вместо гипса накладывают картон, закрепляя его тряпками. И им еще повезло, за ними будут присматривать врачи, но большинство сразу отправляют домой: отрезали ногу — отправляйся домой. А дома-то нет...
Хаос царит и в терминале аэропорта, где люди сутками стоят, вцепившись в решетку. Одни хотят эвакуироваться, другие ждут еды. Тут же и дети ходят побитые и окровавленные. Порядок там наводят солдаты США.
СИРОТЫ. На улицах встречаются толпы осиротевших детей. В понедельник в израильский госпиталь привезли годовалого младенца, найденного под завалом. Неясно, как он выжил неделю и где его родители. Рана у него небольшая, но что с ним делать дальше — непонятно. У израильской делегации есть инициатива увезти с собой 50 детей для усыновления. США решили упростить процедуру усыновления таких детей. Желающих достаточно. Вопрос, выживут ли эти дети, пока приедет помощь...
«Просто страшно, что там происходит, — говорит Наташа. — Люди ходят между трупами, которые лежат на улице, и ничего их не волнует — равнодушие какое-то. Сразу начинаешь вспоминать, сколько их трясло, только в 2008 году они перенесли четыре урагана. Может, от этого и равнодушие? Они могут установить возле горы тел лоток и торговать орешками или углем. Лицо закроют маской, чтобы не так воняло, и продают...».
Тех немногих погибших, которых могут откопать родственники, они же хоронят на городском кладбище. Гробы возят и в такси. Но таковых меньшинство. Большинство трупов свозят в четыре вырытые ямы, где сжигают без идентификации. В первые дни сразу вывезти все тела было невозможно. Они лежали на улице, накрытые простынями и одеялами. Прохожие сначала поднимали простыни, посмотреть, кто это, но в последние дни они проходили мимо. Уже на четвертый день после землетрясения выжившие вернулись к обыденной жизни. Работали рынки, где продавали лимонад со льдом, живых кур и какое-то мясо. Но у оставшихся без дома нет ни денег, ни одежды, им никто ничего просто так не дает. А те, у кого остались дома, подвергаются опасности грабежей со стороны пострадавших соседей или вооруженных мародеров. Банды были и до того, но теперь их стало в сотни раз больше.
ГАИТИ — НЕВЕЗУЧИЙ ОСТРОВ ПОБЕДИВШИХ РАБОВ
Гаити не везло на протяжении всей своей истории. На этом открытом Колумбом райском острове испанские колонизаторы уже через столетие уничтожили все местное индейское население. На его место завезли чернокожих рабов из Африки, которые трудились на сахарных и кофейных плантациях и составили со временем большую часть населения. К концу XVII века здесь обосновались французы, а в конце XVIII ст., сразу после начала Великой французской революции, на острове вспыхнуло восстание рабов во главе с талантливым вождем Тусеном Лувертюром. Это оказалось первым и последним в истории человечества восстанием рабов, завершившимся победой. С ним не смогли справиться даже войска Наполеона, присланные на остров в 1802 году. Французы обманом сумели захватить в плен Тусена, однако через год были наголову разбиты его преемником Дессалином. Последний вслед за этим приказал в течение одной ночи вырезать все белое население острова, включая детей и женщин, что и было сделано. Дессалин провозгласил себя императором, но вскоре был убит своими соратниками. С тех пор страна победивших чернокожих рабов пребывала в состоянии перманентного хаоса (с небольшими перерывами), военных переворотов, коррупции и повальной нищеты (в середине XIX века страна раскололась и на восточной, испаноязычной, части острова возникло государство Доминиканская Республика, где сейчас дела идут куда лучше, чем у гаитянцев). Во второй половине ХХ века на Гаити правили диктаторы Дювалье (отец и сын), установившие террористический режим. Но и после их свержения в 1986 году ситуация в стране так и не нормализовалась. Нищета, бедность, коррупция и насилие — по-прежнему визитная карточка несчастной страны.
После землетрясения некоторые западные проповедники уже сказали, что несчастья обрушиваются на Гаити неспроста. Мол, восставшие рабы в свое время заключили сделку с дьяволом, чтобы победить французов. И теперь их потомки за это расплачиваются. Речь идет, видимо, о главном гаитянском феномене — языческом культе вуду, ныне самой распространенной религии в стране (при этом Гаити считается католической страной), которой присущи жертвоприношения, ритуальные танцы и магия. Вуду ли тому виной, расплата за резню белых, геноцид индейцев или еще что-то — Гаити остается очень невезучим государством...
Ирина Ковальчук Источник: www.segodnya.ua
Коментарі (0)
Другие новости:
- 21.11.2024 14:56
- 15.11.2024 13:14
- 15.11.2024 12:27
- 08.11.2024 11:46
- 31.10.2024 11:40
- 30.10.2024 09:01
- 29.10.2024 16:37
- 29.10.2024 09:25