Кок «Арианы» Лариса Салынская рассказала о пиратском плене и возвращении домой
- 15.01.2010 15:34В одесской больнице №9 оправляется от последствий пиратского плена кок греческого балкера «Ариана» Лариса Салынская. Хотя сомалийские бандиты были максимально толерантны по отношению к двум украинкам на борту, природа внесла коррективы: 19 июля, на 26-й неделе беременности, кок преждевременно родила мальчика. Пароход в это время находился в сомалийских водах близ порта Хобьо.
Уроженка Донецка твердо решила связать свою судьбу с морем: «Я вообще собиралась в Находку. Мама была в шоке!» Но девушка решила по-своему. Окончив училище в Измаиле, девушка отправилась покорять моря. Работала буфетчицей, потом — поваром. Вместе с мужем Константином Крупским Лариса строила дом в курортном поселке Каролино-Бугаз под Одессой. «Мечтала о крыше из битумной черепицы синего цвета. Эта крыша меня и погнала в рейс. Строились же в кредит», — поясняет женщина.
Третий помощник капитана Константин Крупский работал с компанией грека Миноса Спироса уже четвертый год. А вот Лариса попала на «Ариану» впервые: «Никаких предчувствий накануне захвата у меня не было. Мы ходили туда-обратно из Ирана в Бразилию дважды. Без проблем. И тут, когда обходили Мадагаскар, в 5.30 прозвучал сигнал тревоги. Мы с мужем спали. А дневальная, Наташа Лось, в это время чистила овощи (это входило в ее обязанности). Объявили общесудовую тревогу. Мы потушили свет и закрыли все окна. Когда я услышала, что на нас напали, испугалась до ужаса. Я включила ночник, и пираты тут же стали палить из автоматов по переборкам, увидев свет».
Как уже писала «Сегодня», в первые мгновения после атаки мужчины решили не показывать женскую часть экипажа пиратам. «А я уговаривала Наташу: беги в каюту и спрячься в шкафу. Уже потом мы с ней шутили, что было бы, если бы она там все восемь месяцев и просидела…» — вспоминает Лариса. Женщин пришлось все-таки предъявить. Захватчики все время находились на судне, а предводитель банды Мухаммед являлся на несколько часов. Он прибыл на следующий день после захвата и, потребовав выкуп у судовладельца в $10 млн, исчез на 20 дней. Главарь предупредил охранников о том, что женщины — это табу. «Муж переживал, что нас могут изнасиловать. Но было видно: пираты боялись Мухаммеда. Они все время сидели, нервно сжав автоматы. Только нам с Наташей разрешалось передвигаться по пароходу. Поэтому приходилось носить воду для общих нужд и тяжелые кастрюли».
Когда на судне еще хватало запасов еды, Лариса шла на маленькую хитрость, чтобы позвонить на родину. «Я жарила курочку помощнику главаря Али и просила: «Файф минетс, онли мама!» И он разрешал мне один звонок, я набирала крюинг и кричала в трубку: «Мама, мама!» И быстро рассказывала, что происходит на судне, сколько у нас воды и топлива. Хотя все это было очень относительно, ведь я не могла пойти к танкам и измерить точный уровень горючего». Одесситке удавалось неоднократно отправлять телексы на электронный адрес нашей газеты: «Для этого мы собрали всю прессу, которая только была в каютах, и выписали оттуда адреса, в том числе обнаружили и газету "Сегодня". Эти письма составляла я лично. Никто из пиратов не заставлял. На английский переводил капитан. Потом тексты вычитывал переговорщик".
19 июля для Ларисы стал самым страшным днем плена: «Поднялась температура. Капитан собрал лекарства, у кого что было, — обезболивающие, жаропонижающий чай, ношпу». Женщине требовалось хирургическое вмешательство — начались роды. Состояние Ларисы ухудшалось, и Мухаммед решил проконсультироваться по телефону с врачом. С помощью переговорщика Лариса описала симптомы. Эскулап вынес вердикт: скоро начнется сепсис, затем — смерть. Но женщина выжила. Ребенок — нет. Все время плена его тело находилось на борту — в холодильнике. А медпомощь роженице была оказана только в Одессе спустя полгода. После операции Салынская получила счастливую весть: она еще сможет иметь детей. "Я очень благодарна врачам клиники — Игорю Гладчуку, Виталию Савченко, Ларисе Артеменко и Татьяне Хвощинской", — говорит Лариса.
Откупившись от пиратов, «Ариана» направилась в Момбасу. Здесь одесситку ожидали новые сложности. Тело мальчика законным образом переправить в Украину было невозможно. У Ларисы и Кости не оказалось свидетельства о браке. «Мы с ним только венчались. А тут требовались десятки документов. Переводчица Нина стала умолять полицейских: «Вы же истинные мусульмане, помогите!» Ребенка отправили самолетом, как дипломатический груз. Мальчика нарекли Эриком и предали его тело земле по возвращении в Одессу.
Судовладелец Минос Спирос предложил морякам составить список украденных вещей, чтобы возместить убытки, и попросил каждого оценить моральный ущерб. «Я спросила его тогда: во сколько я могу оценить смерть своего ребенка? А он ответил: «Даже если я положу к твоим ногам весь мир, я не компенсирую тебе этой утраты", — вспоминает Лариса. Грек принял решение разделить на весь экипаж три общесудовых зарплаты (одна равняется где-то 60 тысячам). Вышло примерно по $1000 за каждый месяц плена на человека.
"Встреча с родными вышла скомканной, — говорит Салынская. — Из аэропорта нас отвезли в милицию, потом в больницу, в морг. Я благодарна всем, особенно милиционерам и врачам. В сочельник они не ушли по домам, а быстро сделали все необходимое». В Одессе Ларису и Константина встречали мамы и дети — 16-летний Миша и пятилетняя Анечка. Пока родители были в плену, она вместе с бабушкой ходила церковь. «Она просила Николайчика, чтобы мы вернулись домой», — говорит Салынская. Такое же желание загадала и Лариса в новогоднюю ночь. "Я хотела только одного. И наконец, это сработало, — радуется бывшая пленница. — Дома нас ждал обильно накрытый стол. И хотя есть совсем не хотелось, я порадовалась тому, что родные приготовили пюре и кролика в сметане, как я люблю". В больнице женщина проведет еще ка минимум три дня, а после планирует заняться домашними делами и обязательно посетить монастырь на 16-й станции Большого Фонтана в Одессе и церквушку в Кулевче.
ЧИТАЛА БИБЛИЮ И МАРИНИНУ
Поначалу пираты были не слишком бдительны. «Мы успели спрятать золото. Засунули в нижнее белье, а потом перепрятали кольца и цепочки в розетку, — вспоминает Лариса. — Позже они хватали все, что блестит. У меня забрали кроссовки, очки. Одному приглянулись и мои брюки. Хотя я и уговаривала: зачем они тебе нужны, они же с низкой талией! Три раза мерил и все-таки забрал. Но хороших вещей на пиратах мы не видели, они их сразу на берег переправляли». Пираты требовали у кока консервы и колу из судовых запасов. «У них же только козы и рис прелый. Потом бандиты привезли своего повара, он готовил только для них— говорит кок. — Когда у меня начались проблемы со здоровьем, я стала готовить один раз в день — сразу завтрак, обед и ужин». Деликатесом стали замороженные овощи, которые раньше моряки не жаловали. А на дни рождения Наташа, подменившая Ларису, готовила кексы из прессованых галет. Самым большим неудобством Лариса называет дефицит воды: «Я научилась мыться в двух литрах пресной воды и четыре месяца не пользовалась зубной пастой. Чтобы добиться хоть какой-то свежести мы пытались пользоваться мылом. Но это не помогало. Стирали только в соленой воде. А еще в плену мы много читали — Дашкову, Маринину. Особенно мне запомнился роман "Тот, кто знает". Я обязательно куплю себе эту книгу. Пыталась читать и Библию, но мне тяжело было ее осознать». В плену Лариса похудела на 11 килограммов, а Константин сбросил все 15.
О будущих рейсах одесситка пока не думает, а вот ее муж собирается в море уже в сентябре. Сын Ларисы Михаил тоже учится на повара и готовится стать моряком.
Источник: www.segodnya.ua
Коментарі (0)
Другие новости:
- 21.11.2024 14:56
- 15.11.2024 13:14
- 15.11.2024 12:27
- 08.11.2024 11:46
- 31.10.2024 11:40
- 30.10.2024 09:01
- 29.10.2024 16:37
- 29.10.2024 09:25