Благословение

 
Подскажите пожалуйста, говорят, что во время поста есть день, когда можно молиться за самоубийц
Пользовательского поиска

ВОПРОС: подскажите пожалуйста, говорят, что во время поста есть день, когда можна молиться за самоубийц.когда етот день? заранее спасибо.

Ответ: Ни во время поста, ни когда либо ещё нет и не может быть дня, когда можно молиться за самоубийц.

Преступность этого греха состоит в том, что самоубийца возмущается против творческого и промыслительного порядка божественного и своего назначения в нашем мире, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не ему только, но и Богу, а также ближним, и которая дарована ему для нравственного преуспевания, а не злоупотребления ей, отрекается от всех лежащих на нем обязанностей и является в загробный мир непризванным.

Самоубийца попирает и естественный закон — "Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам 5, 29). Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно, а не в припадке исступления, Церковь признает столь же тяжким грехом, как и отнятие жизни у другого (убийство). Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий; следовательно, кто самовольно лишает себя жизни, тот кощунственно отвергает этот дар. Налагающий на себя руки христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца и как Искупителя. Такое деяние может быть только плодом полного неверия и отчаяния в Божественном Провидении, без воли Которого "и волос с головы вашей не пропадет — терпением вашим спасайте души ваши" (Лука 21, 18-19). А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на сознательного самоубийцу, как на духовного потомка Иуды предателя, который отрекшись от Бога и Богом отверженный, "пошел и удавился" (Матф. 27, 5). Отсюда понятно, что умышленный самоубийца лишается церковного погребения и поминовения (Номоканон).

Только Творец, давший жизнь, может ее уменьшить или даже совсем отнять. По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же и наказывает людей бездетностию или награждает чадородием. Значит, кто, получив от Бога жизнь, произвольно лишает ее себя, тот нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кары Божественного Правосудия. "Ты имеешь власть жизни и смерти и низводишь до врат ада и возводишь. Человек по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа и не может призвать взятой души" (Прем. Соломоновы 16, 13-14). "Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей" (Второзаконие 32, 39). "Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит" (1 Царств 2, 6).

Святая Библия представляет нам только двух самоубийц — израильского царя Саула и Иуду Искариота.

Когда Саул впал в состояние терзания душевного, подобное помешательству, тогда же прибег он к преступлению — волшебству, тогда же он впал в злобу на людей и отчаяние. Не помешательство, а неверие, греховное своеволие в жизни, отчаяние стали причиной самоубийства Саула, — раненый в войне с филистимлянами, и не желая попасться живым в руки врагов, он пал на свой меч. "Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господам, за то, что не соблюл слова Господня и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа. За то Он[и] умертвил его" (1 Паралипоменон 10, 13-14). Вот приговор, справедливый относительно всех самоубийц прежних и будущих: они налагают на себя руки по причине своих беззаконий, потому что забывают Господа, не ищут Его ни в мыслях своих, ни в жизни.

Таков же Иуда Искариот. "Сатана вошел в сердце Иуды, один из вас (учеников Господа) диавол", — так говорится в Евангелии об Иуде. Господь был предан Иудой из-за корыстолюбия, но для нас важно другое. Иуда увидев, к чему привело его предательство — к осуждению Христа на смерть, пошел к первосвященникам, швырнул им деньги и с раскаянием до отчаяния в своем поступке, повесился на дереве. "И когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его"(Деяния апостолов 1, 18).

Апостол Павел осуждал самоубийство. Когда он был заключен вместе с Силою в темницу и из-за землетрясения двери растворились, "темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь" (Деяния апостолов 16, 27-28).

Иисус Христос сказал ученикам Своим (а следовательно и нам): "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его" (Матф. 16. 24-27). "Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал" — писал блаженный Августин.

Не остается никакого сомнения в том, что самоубийство бывает плодом отчаяния, заслоняющего самосознание существования Бога, Его правды и возмездия в загробной жизни. Такое заблуждение, в свою очередь, бывает плодом своеволия человеческого, пристрастия к земле с ее тленными благами, пресыщения этими благами или ожесточения по поводу неимения их.

Причин и поводов к самоубийству столько же, сколько самоубийств. И все эти причины сводятся к тому, что человек, решивший себя убить, перестаёт видеть смысл в своей жизни, даже отрицает его и отказывается от высших её целей. В действительности же человек лишить себя жизни никак не может, он в силах только убить своё смертное тело. Но душу ничем и никак нельзя убить. Лишившись своего телесного сосуда, душа переходит лишь в другое состояние, гораздо худшее, чем то, в котором она была, находясь в теле. Страдая в теле, душа человека может еще облегчать свои страдания нравственно, давая им смысл, и физически (посредством, например, лекарств) помогая телу, но, лишив себя преждевременно тела, душа оказывается после своего выхода из тела в состоянии гораздо более трудном, чем она была в теле и от которого захотела самовольно уйти через самоубийство. Во избежании временного бедствия подвергает себя вечному мучению, во "тьме внешней: там будет плач и скрежет зубов" (Матф. 22, 13). Определив самовольно час своего ухода из земной жизни, самоубийца делает своё горе постоянным. Покой вечной, истинной, бессмертной жизни приходит к человеку не от убийства собственного тела, Богом данного для духовного созревания и приготовления души к вечности. Вечный покой, о котором поёт Церковь в чине погребения, приходит как следствие веры, надежды и любви. Самоубийца перестаёт быть верным сыном своей Церкви. Потому Церковь лишает его церковного отпевания. Да и как отпевать самоубийцу церковным чином? Ведь главная мысль отпевания заключена в словах: "упокой Господи душу раба Твоего — на Тя бо упование возложи..." (ибо он на Бога возложил надежду...). Но произнесенные над самоубийцей эти слова будут звучать неправдой. Самоубийство есть полная измена самому духу христианства, нежелание нести свой жизненный крест. Оно — позорная смерть законченного эгоиста, думающего только о себе, но никак не о других людях, о своей семье и друзьях, о своих обязанностях по отношению к ним.Благослови вас Господь!

(О.Павел)

 

Проект очень нуждается в вашей молитвенной и благотворительной поддержке!